20 мая 2021 г. в городе Владивостоке в здании Правительства Приморского края состоялась региональная конференция: «Актуальные вопросы и проблемы практической реализации требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности».
Организаторами конференции выступили Ассоциация «Транспортная безопасность» (город Москва), Союз «Приморская торгово-промышленная палата», Приморское краевое отделение «ОПОРЫ РОССИИ» и Приморское региональное отделение Ассоциации юристов России при поддержке Приморского регионального отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Федерального координационного центра руководителей охранных структур.
Представительное мероприятие открыли вице-губернатор Приморского края Петров М.В., Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Шемилина М.А., вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», председатель Приморского краевого отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Гуменюк В.В., советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Черток В.Б., которые отметили важность мероприятия для экономики Приморья и Владивостока, как транспортного хаба, межрегионального центра транспортных путей и логистики.
Модерировал ход конференции председатель исполнительного комитета Приморского отделения Ассоциации юристов России Полушин В.Е.
Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Гуменюк В.В. отметил, что с учётом важности тематики транспортной безопасности в составе ОПОРЫ РОССИИ создан соответствующий комитет, а в Приморском краевом отделении «ОПОРЫ РОССИИ» создана комиссия по вопросам транспортной безопасности. Возглавил данную комиссию руководитель одного из крупных операторов в области обеспечения транспортной безопасности Бояров А.Г.
Далее, в своём подробном докладе советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, действительный государственный советник Российской Федерации, национальный координатор по авиационной безопасности Черток В.Б. подробно рассказал о состоянии, перспективах национальной системы транспортной безопасности, новых видах угроз, в частности, киберугрозах для транспортной системы страны, когда целью преступников могут быть не только причинение материального ущерба, вреда жизни и здоровью людей, а перехват управления транспортными средствами и даже транспортными комплексами и системами, дезорганизация работы транспортной отрасли.
Заместитель начальника Управления транспортной безопасности Ространснадзора Хуртин А.А. обратил внимание на особенности реализации требований законодательства о транспортной безопасности и осуществления контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения транспортной безопасности в 2021 году в связи с изменениями нормативно-правового регулирования принятием серии постановлений Правительства РФ в октябре 2020 года.
Представители Приморской авиационной отрасли директор Приморского филиала открытого акционерного общества «Авиакомпания «Аврора» Тыщук Д.И. и первый заместитель директора КГУАП «Пластун-Авиа» Загибин А.А. внесли предложения о более гибком регулировании в отношении воздушных перевозок в Дальневосточном регионе, учитывая его протяженность и малонаселенность, и в тоже время безальтернативность авиационного сообщения во многих случаях.
Представитель Владивостокского морского собрания Чепцов Н.Р. рассказал об особенностях реализации требований российского законодательства о транспортной безопасности в соотношении с требованиями международных соглашений (конвенций) о безопасности мореплавания, подчеркнув, что неравные условия ставят российских судовладельцев в невыгодное положение по сравнению с иностранными.
Председатель Правления Ассоциации «Транспортная безопасность» Свешников А.Н. предоставил информацию об опыте работы, роли и месте общественных организаций в системе обеспечения транспортной безопасности, подчеркнув, что представители общественных организаций участвуют в целом ряде структур совместно с уполномоченными органами власти и реально влияют на принятие различных решений.
В ходе дискуссии участники конференции отметили, что постепенно правовое регулирование вопросов транспортной безопасности совершенствуется, более стабильной и понятной стала правоприменительная практика, значительно улучшилась доступность услуг и выполнимость требований, соответствующие учебные учреждения и аттестационные центры созданы и активно работают в субъектах Дальневосточного региона.
В тоже время, приходится констатировать, что при безусловной актуальности антитеррористических мер и иных мер по охране и защите государственных и общественных интересов, жизни, здоровья граждан, их имущества, нарушен баланс прав и обязанностей в этой сфере. Несмотря на то, что вопросы противодействия и борьбы с терроризмом отнесены к компетенции соответствующих федеральных органов государственной власти, значительный объем обязанностей возложен на субъекты экономической деятельности (предпринимателей, бюджетные учреждения и т.п.).
Нет корреспонденции между смежными отраслями законодательства: о транспортной безопасности и о частной охранной деятельности.
Финансовое обременение субъектов предпринимательской деятельности в области транспорта повлечет перенесение расходов на потребителей транспортных услуг и трудовой персонал транспортных предприятий, в итоге – на граждан.
В итоге все участники выразили единое мнение, что необходимо принимать последовательные меры для снятия чрезмерных требований с субъектов транспортной безопасности, для создания условий, когда действующие требования не будут представлять из себя административные и финансовые барьеры, часть вопросов должна быть отнесена к ведению уполномоченных органов власти в порядке межведомственного взаимодействия без привлечения экономических субъектов. При этом подобные принимаемые меры не должны влечь ущерб интересам обеспечения транспортной безопасности.
Важным индикатором и коммуникатором в системе взаимодействия всех заинтересованных сторон являются общественные деловые и отраслевые объединения, которые в силу охвата разных категорий предпринимателей и широте взгляда на отраслевые проблемы способны выявлять типовые проблемы, вырабатывать обоснованные предложения и активно отстаивать их в законотворческом и правоприменительном процессе. Они должны являться интеграционной площадкой для организации системного взаимодействия в выработке основ государственной политики, нормативно-правового регулирования и стандартизации в области обеспечения транспортной безопасности.
По итогам проведения конференции будет подготовлена резолюция с предложениями по совершенствованию нормативно-правового регулирования и стандартизации в области обеспечения транспортной безопасности.